20 - ЛЕТ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ!

    Уважаемые друзья, наши тренеры и Русские шахматисты, поздравляем всех вас с 20-летием Федерации по русским шахматам, с этой исторической датой для нас и для нашего народа! 

   За двадцать лет постоянной работы, мы провели более 150 крупных спортивных соревнований и мероприятий международного, Всероссийского и городского уровня. Воспитали не одно поколение тренеров и русских шахматистов, открыли 27 отделений и секций в регионах России, на наши соревнования приезжают Русские шахматисты из 62 городов России. С декабря этого года официально стали национальным видом спорта! 

   Поздравляем всех Вас с наступающим Новым, 2018 годом! Желаем успехов в делах, крепкого здоровья и процветания наших Таврелей! 

   Публикуем очередную историческую страничку нашей славной истории. Не будем забывать, кто мы такие, какие у нас корни, и чем мы отличаемся от европейцев.

 

О сиволапой России и просвещенной Европе. Часть I

Не секрет, что в сознании многих, особенно за рубежом, сформировался образ России как чего-то грязного и безнадежно отсталого. Изредка в тысячелетней истории нашего Отечества мелькнет светлое пятно, и то лишь благодаря участию передовых европейских стран. А в остальном – сплошное мракобесие, варварство и нищета.

Подобные взгляды на Россию и нашу историю возникли не сегодня и даже не вчера. Менялись эпохи, менялась сама Россия, ее политический и экономический строй, но неизменным оставалось отношение Запада к нашей стране, усиленно подогреваемое официальной пропагандой. К сожалению, свою лепту в создание именно такого образа России внесли и наши соотечественники. В XVIII-XIX веках российская элита, как известно, была сплошь заражена западничеством. Отсюда и преклонение перед всем заморским, в ущерб своему, родному.

Но и в XX столетии принципиально мало что изменилось. Уже на заре Советской власти в сознание молодежи начали внедрять представление о царской России как о «тюрьме народов» и «жандарме Европы». Неслучайно в 1920-ые годы в школах даже не было такого предмета, как русская история. И в самом деле, зачем строителям коммунизма тратить время на эту ерунду? Ведь настоящая история России, по мнению идеологов большевизма, началась с октября 1917-го…

Под стать большевикам и современные российские либералы. С той лишь разницей, что для них настоящая история России началась в августе 1991-го. А до этого – сплошной ГУЛАГ, нищета и тоталитаризм. То ли дело – просвещенный Запад, до которого нашей стране далеко, как до Луны!

Образ сиволапой России, вечно догоняющей передовые западные страны, настолько прочно засел в мозгах, что даже не требует расшифровки и доказательств. Считается, что это – аксиома, и спорить тут нечего. Но так ли это на самом деле?

Приведем несколько документальных свидетельств о том, как жили люди разных сословий в Московском государстве XVI-XVII веков. Причем, свидетельства эти принадлежат самим европейцам, приезжавшим в Россию по дипломатическим или торговым делам.

Вот, например, что писал о Москве мадьярский путешественник Эрколе Зани:

«Я удивлён громадностью города. Он превосходит любой из европейских или азиатских... В городе живёт несчётное множество народа – иные насчитывают миллион, а иные, более сведущие, более 700 тысяч. Без сомнения, он втрое больше виденных мною Парижа и Лондона... Хотя большая часть строений там из дерева, однако снаружи они довольно красивы и вперемежку с хоромами бояр представляют чудесный вид. Улицы широки и прямы, много обширных площадей; выложен он толстыми круглыми сплошными брёвнами…».

В большинстве европейских городов, для сравнения, улицы в то время были грязными и узкими, не мостились вообще и частенько использовались для слива сточных вод и содержимого ночных горшков, поскольку туалетов не было даже в королевских апартаментах, не говоря уже о жилищах простых горожан. Неудивительно, что прямые, широкие, мощеные улицы Москвы привели заезжего мадьяра в такое душевное волнение!

А вот впечатление немецкого путешественника Ганса Айрмана от внутреннего убранства московских домов XVII века:

«Изнутри дворцы настолько изукрашены и обвешаны персидскими коврами, столь восхитительно выработанными золотом, серебром и шелками, что не знаешь от удивления, куда направлять свои взоры. Там можно видеть такое собрание золота, драгоценных камней, жемчуга и великолепных предметов, что нет возможности всего описать.»

Но это Москва, столица. А другие русские города? Оказывается, картина примерно такая же. Так, немецкий ученый Адам Олеарий писал о том, что в России «много больших и по-своему великолепных городов… На больших дорогах заведён хороший порядок. В разных местах держат особых крестьян, которые должны быть наготове с несколькими лошадьми (на одну деревню приходится при этом лошадей 40-50 и более), чтобы по получении великокняжеского приказа они могли немедленно запрягать лошадей и спешить дальше.»

Представитель персидского шаха при испанском королевском дворе Орудж-бек Баят, посетивший Россию в конце XVI века, отмечал, что в русских городах немало «красивой, своеобразной архитектуры». А голландца Альберто Кампензе поразили русские церкви: они «изящно и пышно разукрашены». Голландцу вторит немец Адольф Лизек: «Нельзя выразить, какая великолепная представляется картина, когда смотришь на эти блестящие главы, возносящиеся к небесам.» 

Но самое главное – люди. Вопреки расхожему мнению о том, что русские вечно пьют, сидят на печи и ничего не делают, иностранцы, приезжавшие в Россию, отмечали наличие большого количества мастеров и ремесленников. Так, литовский этнограф и дипломат Михалон Литвин писал: «Города их богаты прилежными в разных родах мастерами». Британский путешественник Климент Адамс, посетивший Россию в середине XVI века, сообщал о «множестве богатых деревень», а его соотечественник и современник Ричард Ченслер оставил следующую запись: «Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком количестве, что это кажется удивительным. Каждое утро вы можете видеть от 700 до 800 саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой.»

Вообще изобилие продуктов в русских городах и деревнях поражало европейцев, пожалуй, еще больше, чем красоты архитектуры. Все заезжие путешественники в один голос твердят о том, как много у русских «всякого рода молочных продуктов, благодаря великому обилию у них животных, крупных и мелких». Но еще больше иностранцев удивляли низкие цены. В России все настолько дешево, что даже мясо (которое в Европе считалось признаком достатка) было доступно любому простолюдину. Неслучайно на рынках и ярмарках мясо продавали не на вес, как в Европе, а целыми тушами. Что касается дичи, ее и вовсе продавали десятками – настолько низкой была цена одной куриной или утиной тушки.

Подобного рода свидетельств сохранилось немало. Как-то не вяжутся все эти рассказы с современными мифами о тотальной бедности и бесправии русского народа. Скорее наоборот, это приезжавшие в Россию европейцы смотрели на русское изобилие, разинув от удивления рты, поскольку у них на родине ничего подобного в то время не было.

А вот что свидетельствуют результаты археологических раскопок. Так, пару лет назад во время археологических изысканий в Великом Новгороде была найдена вилка, датированная серединой XIV века. Вилку обнаружили в срубе, построенном в конце 1340-х годов. По некоторым другим предметам, найденным в срубе, археологи сделали заключение о том, что на этом месте почти семь столетий назад находилась либо ювелирная мастерская, либо жилище ювелира. Само здание сгорело ещё в XIV веке, до нас дошли только остатки нижних бревён. Однако сама вилка неплохо сохранилась: у неё лишь слегка погнуты зубья, которые, кстати, несколько длиннее, чем у современных столовых приборов. Да и зубьев всего два. В остальном вилка XIV века ничем не отличается от привычных нам аналогов. Очевидно, это был повседневный столовый прибор, принадлежавший хозяину дома.

Новгородская находка в корне меняет расхожие представления о быте наших предков. Ранее считалось, что вилка в России стала входить в обиход лишь в начале XVII столетия. А её появление связано с именем польской авантюристки Марины Мнишек. Согласно распространённой версии, впервые Марина употребила вилку на одном из пиров в Московском кремле в 1606 году, чем вызвала шок у присутствовавших. И вот теперь, после находки в Великом Новгороде, очевидно, придётся пересмотреть устоявшиеся взгляды. Получается все с точностью до наоборот: использование вилок нашими далекими предками вызывало шок у европейцев, которые вплоть до XVII столетия ели руками!

А в старинном русском городе Рязань еще в советские времена специалисты института археологии АН СССР обнаружили две круглые костяные пластинки с изображением воина со щитом и мечом. Археологи сразу предположили, что это – фигурки для игры в таврели, весьма популярной у русичей того времени. Фигурки датированы началом XII века. Аналогичные фигурки, а также доски, расчерченные в черно-белые квадраты, были найдены в Смоленске, Новгороде и многих других русских городах. Получается, что еще девять столетий назад жители Киевской Руси играли в сложнейшие интеллектуальные игры, о существовании которых европейцы даже не догадывались! (Считается, что индийский аналог шахмат, гораздо более примитивный по своим тактическим возможностям, был завезен в Европу арабами в XI веке, однако широкое распространение эта игра получила только в эпоху Возрождения, в то время как таврели были хорошо известны на Руси еще в IX веке, то есть в дохристианские времена.)

Так что перефразируя известное изречение Ивана Тургенева о великом и могучем русском языке, который дан великому народу, можно с уверенностью констатировать: только поистине великий народ мог придумать интеллектуальную игру, поединок в которой развивается в трехмерном пространстве, за тысячу лет до появления 3D-технологий.

Вот так рассыпаются байки о дикой России, столь популярные на Западе и у некоторой части наших соотечественников.

Откуда же тогда взялись эти мифы о культурной отсталости России и о тотальной нищете ее народа? Истинные причины такого отношения европейцев к нашей стране уходят корнями в далекое прошлое.

…Конец пятого века нашей эры. Великая Римская империя пала под ударами варваров. Варвары – это германские племена, населявшие в начале первого тысячелетия территории между Рейном и Одером. Германских племен было так много, что на протяжении нескольких столетий они пытались решить проблему жизненного пространства за счет соседних стран и народов. Пока Рим был силен, все попытки варваров оканчивались ничем. Но по мере дряхления Римской империи дикие германцы все чаще и чаще вторгались в ее пределы, грабя римские города и унося с собой за Рейн богатую добычу. Наконец, в 476 году Римская империя пала, Вечный город был взят вандалами и разграблен. А на обломках великой империи появились многочисленные псевдо-государства. Их так и называли: варварские королевства. Они-то и стали предшественниками современных европейских стран – Германии, Италии, Франции, Англии и других.

На протяжении шестисот с лишним лет после падения Рима Европа пребывала в полнейшем запустении. Городов практически не было, экономическая и уж тем более культурная жизнь едва теплилась. И только в XII столетии, с началом крестовых походов на восток, началось постепенное приобщение германских варваров к цивилизации и культуре. Всего в период с конца XI по середину XIII века европейцы организовали восемь крупных и бесчисленное множество мелких крестовых походов в Палестину и византийские земли. Самый известный поход связан с именами германского императора Фридриха Барбароссы и английского короля Ричарда Львиное Сердце. Вот тогда-то чумазые европейцы (причем, в буквальном смысле этого слова, поскольку в Европе тогда не мылись годами) и познакомились с бытом и нравами цивилизованных людей.

Впечатление, которое произвела Византия на германских варваров, возымело эффект разорвавшейся бомбы. Большие чистые города, величественные храмы, библиотеки, бани, развитые ремесла и торговля – ничего этого в тогдашней Европе не было. Разумеется, по своей врожденной привычке грабить европейцы тут же разграбили Константинополь и другие византийские города. С этого, собственно, и началось накопление капиталов в Европе. А затем, после открытия заморских территорий, процесс обогащения пошел еще быстрее. Но даже безудержный грабеж азиатских и американских колоний, даже тысячи тонн золота и других богатств, доставлявшихся в Европу испанскими галеонами и французскими фрегатами, далеко не сразу изменили уклад жизни в европейских странах. Вплоть до XVIII века помои все так же выливались прямо на улицы Парижа, а о том, что такое регулярное мытье, не знали даже представители высшего света.

Но самое главное – психология. Несмотря на внешний лоск, которым постепенно обзавелась Европа, европейцы по-прежнему оставались все теми же варварами, которые способны были только разрушать и грабить, ничего не создавая взамен. А потому искренне удивлялись, что где-то на белом свете есть страны и народы, живущие своим трудом и своим талантом. Удивлялись и искренне их ненавидели - подобно тому, как туповатый и агрессивный дикарь ненавидит всех, кто стоит на более высокой ступени интеллектуального и культурного развития.

Вот вам и истоки многолетней ненависти европейцев к России и русским – наследникам Рима и Византии. Неудивительно, что своими собственными пороками европейцы так любят награждать столь ненавистную им Россию – в точном соответствии с русской поговоркой «у кого чего болит, тот о том и говорит».    

Сергей ХОЛОДОВ,

историк, советник президента

 Федерации по русским шахматам