Возможности использования русских шахмат в православной гимназии как одного из ресурсов развития воспитания личности

Cтатья Черного М.М. 

Черный Максим Максимович, учитель по шахматам, Мастер ФИДЕ, воспитатель ГПД.

АНОО Гимназия «Святителя Василия Великого», Россия, Московская область, д. Зайцево, Кокошкинское шоссе д.1 blacksmolgt@mail.ru

Аннотация. В статье описана взаимосвязь обучения русскими шахматами с ее воспитательными и развивающими возможностями.  Формирующее влияния шахмат на развитие качеств личности.

Ключевые слова: личностно-формирующие, воспитательные и образовательно-развивающие возможности, эмоционально-физические нагрузки, развитие мышления, исторические корни русских шахмат.

            Шахматы привносят в нашу жизнь только доброе и хорошее, а значит, укрепляют нас также и с нравственной стороны [1].

            Несмотря на исторически непростые отношения Церкви и шахмат, сегодня перед лицом наступающей бездуховности Русская Православная Церковь видит в шахматах явного союзника. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил популяризацию шахмат среди молодежи. Первой акцией Русской Православной Церкви стал детский турнир в Свято-Даниловом монастыре (18.09-19.09.2004) [2]. В приветственном обращении наместника обители Архимандрита Алексия отмечено, что шахматы – это удивительный сплав искусства и науки, и выражается надежда, что шахматы смогут противостоять негативу, заполнившему современное информационно-развлекательное пространство. Шахматы сегодня в какой-то мере являются естественным союзником Церкви.

            Актуальность программы обучения Русскими шахматами взаимосвязана с ее воспитательными и развивающими возможностями. Шахматы оказывают благотворное, формирующее влияние на развитие качеств личности, которые сегодня востребованы в самых различных областях профессиональной деятельности: это целеустремленность, воля, самодисциплина, способность к стратегическому мышлению и другие.

             Сегодня, в эпоху компьютеров и информационных технологий, важное значение приобретает умение быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, способность ее анализировать и делать логические выводы. В формировании логического и системного мышления шахматы способны сыграть существенную роль. Включение  русских шахмат в систему образования способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, выработке умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени. Формирование умения правильно и корректно вести себя в стрессовой ситуации, возникающей в течение шахматной партии, позволяет отнести шахматы не только к учебному, но и воспитательному фактору.

Занятия русскими шахматами с традиционной точки зрения относятся к физкультурно-спортивному направлению. Вместе с тем, характер и содержание обучения этой игре в значительной степени связаны с интеллектуально-мыслительной деятельностью, с общекультурным развитием и обладают широкими личностно-формирующими и образовательно-развивающими возможностями.

Русские Шахматы как вид спорта (особенности и проблемы эмоционально-физической нагрузки).

             Известно, что способность успешно справляться с нервно-эмоциональным напряжением, возникающим во время игры, в значительной мере определяет спортивную форму шахматиста. Более того, эмоциональное напряжение необходимо для результативного творчества ребенка. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Именно этому подчинен каждый ход шахматиста.

        В процессе игры ребенок сам учится управлять своим эмоциональным состоянием. Этому способствует соблюдение рационального режима. Опытные шахматные бойцы сохраняют эмоциональную устойчивость, необходимую для успешной игры, с помощью переключения на другую деятельность, включающую мышечные нагрузки, прослушивание классической музыки и др.

Воспитательные возможности шахмат и развитие мышления.

           Шахматная игра не без основания относится и к спорту, и к искусству, и даже – к науке. Влияние русских шахмат на формирование интеллекта, логического, тактического и стратегического мышления общепризнанно.

          Шахматы – подлинно стратегическая игра. Клетчатая доска – это своеобразное поле сражения, на котором деревянные войска ведут бескровные шахматные схватки по законам, имеющим много общего с военной стратегией. Детей привлекает в шахматную школу желание научиться успешно командовать этими войсками и общаться с противником через фигуры и игру. В дальнейшем они учатся планировать операции, вести атаку, стойко защищаться, быстро ориентироваться, быть выдержанными и организованными.

        Играя партию, ребенок стремится к победе, напрягая свой ум, волю, духовно мобилизует себя. В значительной мере это становится привычкой, и целеустремленность, приобретенная в занятиях шахматами, со временем проецируется на другие виды жизненной деятельности, в том числе на учебу и работу.

      Развивающее влияние шахмат особенно органично проявляется у детей в возрасте 7-12 лет. В этот период складывается специфическая интеллектуальная способность общего характера – умение действовать в уме. Как нельзя лучше этот процесс мышления представлен в шахматной игре, поэтому она признана оптимальным материалом или моделью для развития способностей действовать в уме. Развитие мышления в шахматах складывается как искусственно-естественный процесс, в котором «искусственная» составляющая определяется усилиями обучающего. Развитое мышление шахматиста характеризуется такими показателями, как самостоятельность, практичность, дисциплинированность, изобретательность, самообладание. Эти пять показателей являются основополагающими при формировании мышления шахматиста как личности. Русские шахматы воспитывают логическое мышление, волевые качества, потребность в личностном самосовершенствовании. Но, почему именно русские шахматы, а не классические (индийские) шахматы?

           История шахмат начинается в Азии, а родиной шахмат считается Индия. Древнейшая, примитивная форма шахмат – военная игра «чатуранга» — возникла в этой стране еще в первом пятисотлетии н.э. Из Индии игра проникает в Китай, Иран. Большой вклад в развитие шахмат вносят народы Средней Азии. После завоевания Средней Азии арабами в VIII веке н. э. шахматы получают распространение на обширнейшей территории Арабского халифата. Через завоевателей-арабов игра попадает в Испанию и вообще в Европу. К восточным славянам (антам) шахматы, по мнению некоторых историков, проникли в V-VI вв. н.э. из Индии или из Средней Азии. Законченный вид, который игра имеет сегодня, она приобрела в XVI в. Правила игры изменялись на протяжении длительного времени.

           История Русских шахмат, которые раньше называли таврелями (от «тавро» - клеймо, изображение), уходит корнями в глубокую древность, во времена дохристианской Руси и переплетается с мифологией, верованиями и прикладным искусствам древних славян. Фрагменты шахматно-шашечных игр неоднократно обнаруживали в скивских курганах Приазовья, в этрусских могильниках, венедских и варяжских захоронениях по берега Рутении – Южного побережья Балтийского моря. При раскопках в Новгородских землях, а также на Черниговщине было найдено множество прекрасных изделий для игры в таврели, датированных IX-X вв. Упоминание об этой игре встречается в былинах о Владимире Красном солнышке и Садко [3, c. 10]. Археологи признают, что русские шахматы (таврели) являются древнейшей русской игрой.

           Игру стали постепенно забывать с крещением Руси, так как шахматы были связаны с языческими верованиями и церковь в данный исторический период не очень поощряла игры. Полное их забвение произошло в эпоху Петра I, распространившего в России модную в Европе игру – индийские (классические) шахматы [4, c. 11]. После более чем двухсотлетнего забвения, в середине 90-х годов XX века, группа единомышленников, состоявших из ученых и шахматистов решила возродить древнюю игру. Все приходилось делать впервые: издавать правила игры, ее теорию и методику обучения. Так родилась Федерация русских шахмат.

         Прежде всего, нам близки исторические корни нашей игры, ее тесная связь с Русской историей. Меня удивило и привлекло в ней то, что наши древние предки придумали игру, которая и сегодня, как утверждают специалисты и шахматисты с мировым именем, является по сложности и интеллектуальному потенциалу выше всех известных настольных игр в мире, включая и индийские шахматы. Наши праотцы были ближе к природе. Они по-другому воспринимали окружающий их мир. Их объемно-пространственное мышление было более естественным, и потому трехмерным, как наша вселенная, а мы учимся ему через фильмы в формате 3D. Русские шахматы – это трехмерный формат и это делает их современными.

Чтобы воспитывать в человеке личность, необходимо возбудить в нем потребность в интеллектуальной деятельности. И игра в русские шахматы является одним из наиболее эффективных методов. Интеллектуальная безопасность нашей страны не менее важна, чем любая другая: политическая, экономическая, военная и т.д. Очень хочется, чтобы у нас в стране было больше умных людей.

 

Литература

1.    В. Ивановский, З. Исаев, Ю. Долженков, Д. Корнилович, О. Свирин Русские шахматы – С.: СГТ, 2013. – 118с.

2.     Авербах Ю.А. Шахматная школа. – Ростов-на Дону: Феникс, 2000.

3.     Герушанский Б.С. Шахматы – школе. – М.: Педагогика, 1991.

4.     Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991.

5.     Старцев В. Десять лет спустя или субъективные заметки о перспективах шахмат. – М., 2001.

6.   Сухин И.Г. Шахматы для детей. – М.: Новая школа, 1994.

7.  Православная газета Екатеринбург. Митрополит Алексий (Поликарпов) [1]

8.    Православие и шахматы. Москва. Сентябрь 2004 [2]

9.    Русские шахматы. Москва. 2013 –  [3]

10.   Русские шахматы. Москва. 2013 – [4]